valery
Подписаться

Живой Галгай. Так называется моя новая книга о красоте горного края республики Ингушетия.

Глава 1. Галгай

В 1944 году каменные аулы горной Ингушетии навсегда опустели. Последних жителей башен вывезли на равнину; тех, кто не смог идти —сожгли в собственных домах. Так закончилась многовековая история древнего Галгая.

Этот фотоальбом — приглашение вернуться на мгновение в жизнь каменных горных селений. Показать, насколько гармонично быт и ремесла древних ингушей вписывались в аскетичный и непредсказуемый ландшафт. Удивиться тому, с какой ювелирной точностью суровые условия жизни оттачивали особенности верований и культурные традиции галгайцев, формировали человека слова и чести, способного не только выживать, но и радоваться бытию. Это попытка понять, что люди, уйдя из башен, не оставили их. Потому что эти древние каменные изваяния — есть символ и поныне живущего народа, его веры, сущности, и как следствие, единства.

В Ингушетии не существовало письменности до момента ее вхождения в состав России (251 год назад). Поэтому особенности повседневной жизни древних ингушей возможно реконструировать только основываясь на анализе их устного народного творчества: легенд, сказаний, песен, загадок, пословиц и поговорок. Именно они положены в основу текста.

Согласно одной из гипотез, именно из склепов развились ингушские святилища. Доказательством этому служит существование переходных форм между склепом и храмом, так называемых «склепов с поминальной камерой». Такие «переходные формы» святилищ похожи на прямоугольные склепы с двускатной крышей, но в отличие от них имеют высокий цоколь и обширную камеру над ним.

В цоколе, под камерой, находятся нары для покойников. Поминальная камера намного больше, чем в обычном склепе. Видимо, она служила не только для поминок, но и для проведения обрядов. В нишах склепов ставили деревянные миски и глиняные кувшины с приношениями. На каменных лавках некоторых святилищ (например, в аулах Эрзи и Бирк) высечены знаки: четыре ряда черточек, с одним или двумя крестами посередине или на одной из сторон. Предполагают, что это календари, составленные по непонятному принципу, которыми пользовались для отсчёта религиозных праздников или поминальных дней.

Безопасность была основным критерием при выборе места для поселения. В первую очередь каменные аулы служили укреплениями. Как правило из одного села прекрасно просматриваются башни другого.

В случае приближения врага к одному из аулов, его жители могли оповестить об этом всю округу, разжигая на башнях костры. Такой огненный телеграф быстро передавал плохую новость в самые удаленные горные районы.

На закате в горах

Остальные главы про историю и обычаи этого прекрасного края Вы сможете прочитать в книге «Живой Галгай», которая продается в магазинах республики, а также мной лично vk.com/valery_egorov

природатрадицииингушетиякавказ

18 марта 2024 04:35

4
1

Комментарии

Напишите ваш комментарий
@mitrich
Mitrich
03 февраля 2023 23:35
Интересно! Спасибо.
Ответить