Психология путешествийПсихология путешествий

Путешествие на поезде: архаика или тренд?

tanyasopik
Подписаться

Железная дорога – один из самых традиционных способов переместиться из пункта А в пункт Б. Пожалуй, не найдется человека, который бы хоть раз в жизни не ездил на поездах и не испытывал всю романтику перестука колес и убаюкивающего покачивания состава.

История железной дороги

Паровой локомотив, Пескара, Италия

Первая в мире железная дорога общественного назначения была построена в 1825 году в Англии Джорджем Стефенсоном. Располагалась она между Стоктоном и Дарлингтоном, протяженность магистрали составляла 40 км, а поезда передвигались при помощи локомотива на паровой тяге.

История железных дорог в России началась с 1834 года. Тогда в Петербург пригласили Франца фон Герстнера — австрийского и чешского инженера. Так, в 1837 г. в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги, которая пролегала между Санкт-Петербургом, Царским Селом и Павловском.

Сегодня железнодорожное сообщение в России осуществляется фактическим монополистом отрасли ОАО «Российские Железные Дороги».

Стандартная ширина железнодорожной колеи в России – 1520 мм. Европейский стандарт – 1435 мм. Индийская колея, стандарт которой используют некоторые страны, в т.ч. Аргентина – 1676 мм, иберийская колея (Испания, Португалия) – 1676 мм. Камская колея имеет ширину 1067 мм, используется в Южной и Центральной Африке, Индонезии, Японии, Тайване, Филиппинах, Новой Зеландии, частично Австралии. А метровая колея – 1000 мм – в Юго-Восточной Азии, частично Индии, Бразилии, Боливии, Чили, Кении, Уганде.

Преимущества путешествий на поезде

Поезда не нарушают экологию

Железная дорога считается самым экологичным видом транспорта. Для некоторых этот параметр имеет решающее значение!

Железнодорожная транспортная сеть очень обширна, инфраструктура путей железнодорожного сообщения достигает порой очень труднодоступных участков. Аэропорты и автовокзалы есть далеко не везде, а вот железнодорожные платформы, станции и вокзалы можно встретить повсеместно.

Сравнительно небольшая стоимость билета. Авиабилет или билет на автобус могут стоить дороже железнодорожного.

Вес багажа и ручной клади. Каждый пассажир имеет право бесплатного провоза ручную кладь весом не более 36 кг, а для спальных вагонов до 50 кг.

При путешествии ночным экспрессом можно не переживать за спокойный сон – ночь в поезде помогает соблюдать режим и удобное положение тела, по сравнению с путешествиями на самолете или автобусе.

Свобода перемещения по вагону. В поезде можно стоять, ходить, лежать, дети умудряются даже бегать! Пространство ограничено, но вполне позволит размяться, если вы засиделись.

Мягкий паспортный контроль – в поездах не нужно проходить процедуру регистрации на рейс и прочие пограничные мероприятия. Достаточно предъявить проводнику билет и пройти на свое место.

Свободный доступ в поезд с платформы

Большинство железнодорожных вокзалов находятся непосредственно центрах городов. Можно сразу отправиться на осмотр достопримечательностей, оставив багаж в камере хранения.

Фиксированная стоимость билетов, редко зависящая от праздников и выходных дней. Покупка билета в день отправления по стоимости может равняться загодя приобретенной.

В поездах, как правило, реже всего случается аэрофобия и комплекс симптомов боязни замкнутого пространства, высоты, толп людей и незнакомцев.

А еще из окон поезда можно любоваться великолепными пейзажами

По статистике случаев опоздания или задержки рейсов на железной дороге значительно меньше, чем в авиаиндустрии. Графики движения поездов четко скоординированы.

Даже если вы опоздали на поезд, можно воспользоваться транзитными маршрутами, чтобы достичь пункта назначения через небольшой промежуток времени. Поезда отправляются достаточно часто, даже междугородние.

Неограниченное количество еды и напитков. О, да! В поезд можно набрать любое количество продуктов, главное, успеть употребить скоропортящееся до того момента, пока оно не испортилось без соблюдения температурного режима. Более того, почти всегда к услугам пассажиров вагоны-рестораны и мобильная тележка с закусками и напитками.

Классический подстаканник в российских поездах

Чай в подстаканнике, стук колес и пейзажи за окном – традиционные спутники путешественника и настоящая поездная романтика! Путешествие на поезде умиротворяет, успокаивает и погружает в удивительное состояние дороги.

Недостатки железнодорожного транспорта

Романтичные капли на окнах поезда

Длительность пути. Не секрет, что поезда, при своих колоссальных плюсах все же являются «медленным» транспортом. Иногда путешествие может затянуться на несколько дней и, если ваш двухнедельный отпуск пройдет в вагоне – то вы неисправимый романтик, но путешествие ради самого путешествия это редкость.

Интерьер вагонов и возраст поездов. Хотя все современные железнодорожные компании стремятся обновить свой подвижной состав, состояние некоторых поездов или вагонов остается неудовлетворительным. Причиной тому большой пассажиропоток и высокая эксплуатация этих средств передвижения. Большей частью это касается отечественных поездов, уровень сервиса в Европейских странах существенно отличается.

Старые составы еще часто можно встретить, отправляясь в путешествие

Типы вагонов. Если вы знакомы с понятием плацкарт, то понимаете, что путешествие в компании вам обеспечено. Иногда и совершенно незнакомых людей. Зачастую обладатели верхних и боковых полок норовят присесть за общим столом и тогда приходится тесниться. Если предусмотрена поездка на небольшое расстояние, то с этим можно смириться и весело провести время, но если же ваш путь составляет несколько суток, то следует рассматривать варианты более комфортных вагонов типа купе или спальный вагон (СВ).

Звуки и запахи. Завсегдатаи путешествий на поездах в плацкартных вагонах знают, какие места будут критичными для хождений, хлопанья дверьми и посторонними запахами. Речь идет о первых и последних купе и местах около тамбура.

Плацкартные вагоны в Китае.

Температурный режим. В кондиционированных поездах есть возможность регулировать подачу воздуха в любое время года. Но этой функцией обладают далеко не все вагоны. Иногда можно здорово согреться от неконтролируемой топки, или охладиться, от слишком резкого перепада температур. Также может сказываться спертый воздух и тогда спасением будет первый попавшийся полустанок, куда можно выйти на перрон и подышать.

Забастовки. В странах Евросоюза сотрудники железной дороги бастуют на регулярной основе. График движения поездов меняется, рейсы переносятся, маршруты перестраиваются. Один плюс, что забастовка, как правило, заранее манифестируется, поэтому она случается не спонтанно.

Какие места выбрать в поезде

Купе в скором фирменном поезде «Томич» сообщением Томск - Москва

Ранжирование по степени комфорта в поездах общего назначения от меньшего к большему в России следующее: общий вагон – плацкарт – купе – спальный вагон. Если дорога предстоит длинная, то стоит задуматься о «лучших» местах в вагонах.

В плацкартных вагонах наихудший рейтинг у верхних и боковых полок в последнем купе около туалета. Также в длительных путешествиях следует избегать 3-го и 6-го купе, где расположены аварийные выходы, поэтому окна не открываются.

В зимнее время лучше выбирать места в центре вагона, тогда открытые на остановках двери не будут способствовать охлаждению вагона.

Места в вагоне дальнего следования РЖД в России

Стандартная длина боковой полки — 176 см, поперечной — 167 см, высоким людям стоит учитывать этот фактор, ноги так или иначе не будут помещаться. С одной стороны некомфортно самому пассажиру, с другой – курсирующим по вагону людям. А полки под номерами мест 1, 2, 35, 36 укорочены еще на 15 см. С шириной тоже есть нюансы: нижняя «боковушка» уже поперечной на 5 см, а верхняя — на 7 см.

Места ближе к купе проводника в плацкарте считаются «коронными»: тащить багаж недалеко и путешествия со стаканами с кипятком сократятся. Туалет в начале вагона, что характерно, убирается прилежнее, чем дальний, а во втором купе даже есть розетка.

Железнодорожные круизы

Формат туристических поездов – не традиционное следование из пункта А в пункт Б. Железнодорожный круиз — это путешествие на комфортабельном поезде, который является не просто транспортным средством, а еще и мобильным отелем, рестораном и развлекательным центром с экскурсиями и шоу.

На сегодняшний день в России разработаны десятки круизных маршрутов. Интерьер таких поездов может быть выдержан в определенной стилистике, а в меню вагонов-ресторанов будут тематические блюда с выверенной рецептурой от известных шеф-поваров.

«Золотой орел»

Обустройство таких поездов отличается от стандартных: в них будет биотуалет, розетки в свободном доступе, тренажера комната, душевые, массажные и космотологические кабинеты и даже спа-центры! Сервисное обслуживание тоже на высоте, считайте, что вы находитесь в передвижном отеле на колесах, где будут доступны любые из стандартных услуг.

Маршруты круизных поездов пролегают по интересным городам и живописным пейзажам. Поезд может сделать остановку, а путешественники — погулять в сопровождении гида и пофотографироваться. Зачастую в стоимость билета входят экскурсии, питание и прочие удобства.

Ресторан поезда «Золотой орел»

Маршруты железнодорожных круизов обычно круговые, однако бывают исключения. Так, российский круизный поезд «Золотой Орел» следует из Москвы во Владивосток.

Примеры доступных железнодорожных круизов по России: «Белорусский Вояж», «Серебряный маршрут с посещением Печоры и Изборска», тур «В Карелию зимой», «Сказы Поволжья» и многие другие. Туры, как правило, тематические: исторические, гастрономические, туристические, этнические, сезонные. Любой путешественник найдет для себя массу интересного и познавательного!

поездвагонплацкартжджелезнаядорога

19 марта 2024 15:34

6

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Напишите ваш комментарий